Телефон: (42356) 45 1 89,
Факс: (42356) 45-1-04,
E-mail: sdr.74@mail.ru
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 30.09.2015 №07-3154, 22 октября в КГОБУ Ракитненская КШИ был проведён «Самый Большой Урок в Мире», для обучающихся 2-9 классов. Урок провела заместитель директора по УВР Труш С.А.
Тренинг: « Толерантность – путь к миру и согласию».
Цель: сформировать представление о толерантной личности, развивать чувство терпимости, научить принимать окружающих такими, какими они являются.
Задачи:
- обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в коллективе.
- познакомить учащихся с понятием «толерантность».
- раскрыть характеристики толерантного человека.
- сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей.
2. Воспитательная:
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
3.Развивающая:
- развивать социальную восприимчивость, социального воображения, доверия, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
- развить коммуникативные навыки, укреплять социальные связи.
- развивать навыки рефлексии;
Методы:групповой дискуссии, игрового моделирования, демонстрация материала с использованием мультимедийной аппаратуры.
Возраст: 10-15 лет.
Время проведения: 45- 60 мин.
Структура занятия:
1.Первый этап - организационный: создание психологического комфорта в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
2.Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей, раскрытие понятия «толерантность»;
3.Третий этап - игровой: система упражнений.
4.Заключительная часть: рефлексия занятия.
Ход:
Учащиеся по желанию принимают участие в тренинге. Занимают места в просторном светлом зале (стулья расставлены по кругу).
Психолог:
-Добрый день, (дети берутся за руки и хором приветствуют друг друга) давайте нашу встречу начнем с притчи, называется она «Гвозди»:
«Гвозди»
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь ударить человека астрой полкой, а потом выбросить ее, но рана все равно останется в душе или даже на теле."
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце...
Сегодня на нашей встрече мы поговорим о терпении, взаимопонимании, уважении, ответственности, предупреждении и решение конфликтов мирными способами – толерантности.
Психолог:
Объясните высказывания:
« Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма»
Ж. Лемент.
« Терпением мы можем добиться больше, чем силой»
Э. Берн.
Психолог предлагает для размышления следующие высказывания, с последующим анализом.
- Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет существовать долго.
- Вид молодого человека с длинной бородой и волосами неприятен для всех.
- Люди –инвалиды должны жить отдельно от здоровых.
- Идти на уступки, значит проявить слабость.
Обмен мнениями, обсуждения ситуаций.
Психолог: « А сейчас я предлагаю поиграть в игры, которые помогут нам принимать других людей такими, какие они есть, уважать права других и искать пути взаимопонимания, сотрудничества.
Упражнение «Все мы такие разные »
Цель: показать индивидуально-психологические различия между людьми.
Психолог:
- Встаньтете, кто сегодня чистил зубы (выбирается признак общий для всех). Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий некоторым). Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный признак).
Психолог:
- Какие выводы можно сделать для себя из этой игры? Посмотрите, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку. Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными.
Все мы разные и в этом наша ценность.
Упражнение «Новенький»
Цель: Одному из учащихся предлагается выйти из кабинета. После он заходит с завязанными глазами. Его роль – слепой ученик, впервые пришедший в класс на занятия. Его задача: пройти в кабинет и найти свое место и сесть на него. Остальные учащиеся ему помогают словесными командами, как пройти к месту.
После упражнения психолог спрашивает об ощущениях, которые испытал учащийся в роли «новенького» и что при этом испытывали остальные. Каким образом можно было быстро помочь «новенькому»(посадить взяв его за руку, проявить заботу).
3. Упражнение «Языковой барьер»
Цель: научить общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Одному из учащихся предлагается сыграть роль немого ученика, ему необходимо зайти в класс и познакомиться с остальными: объяснить сколько ему лет, отвечать на вопросы. Задача остальных задавать вопросы и угадывать, что он отвечает.
Затем следует обсуждение: какие ощущения испытал «немой», что чувствовала аудитория.
4. Упражнение «Скажи без слов»
Цель: преодоление барьеров в общении.
Психолог говорит одному из детей (по очереди) фразу, которую нужно передать остальным невербально. Предлагаемые варианты:
— там;
— я;
— здесь;
— он;
— толстый;
— тяжелый;
— болит живот;
— холодно;
— большой;
— маленький.
5. Упражнение « Времена года»
Цель: используется для разрядки, сплочения группы с акцентом на тренировку навыков невербального общения.
Участники молча разбиваются на группы по временам года,соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных - угадать, какое.
6. Упражнение “Кролики”
Цель: сплочение коллектива.
Кто-нибудь начинает: поднимает обе руки к ушам и постукивает по ним пальцами. Соседи с обеих сторон поднимают только одну руку к уху, ближнему к этому человеку. Ведущий указывает на одного из участников, сидящих напротив. Этот человек тоже поднимает обе руки к ушам. Участники по бокам от нового “кролика” тоже поднимают по одной руке. Так продолжается до тех пор, пока все не побывают “кроликами”.
Примечание: Энергизатор представляет собой ролевую игру, Участники легко вовлекаются в игровой процесс, активизируются, кооперируются.
7. Упражнение на рефлексию «Клубок дружбы»
Цель: подведение итогов занятия, закрепление изученного понятия.
Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.
Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, а нить остается у первого и так, пока не замкнется круг.
Последним участником, которому передают клубок, является психолог, который делает главный вывод: все люди разные, у всех есть свои особенности, поэтому необходимо принимать их такими какие они есть, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие тренинг.
8. Ритуал прощания: « До свидания, все спасибо!»
Литература
1. Девина И. Мы с тобой одной крови / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.
2. Казарова Е. Эмблема толерантности/ Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.
3. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
4. Харрис Т.Э. «Я – ОК, ты – ОК». – М: Академия, 2006.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.
6. Васютина О.П. « Банк энергизаторов»/ -Москва 2005.
7. Шваб Е.Д. « Психологическая поддержка учащихся» - Волгоград 2009.
30.10.2015, 1427 просмотров.
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.